Погоня за иллюзиями и неумолимая логика закономерностей
Сейчас израильское общество находиться в стадии нетерпеливого ожидания: что сделает новое правительство? Особые надежды многие полагают на молодые силы, пришедшие в парламент - Яира Лапида и Нафтали Беннета, которые весьма удачно создали тандем.Так будут ли серьезные изменения? Более всего я хотел бы оказаться неправым в своих прогнозах, однако анализ ситуации и понимание закономерностей, носящих название - неизбежных, не дают мне права на утвердительный ответ.
В чем же состоят эти самые неизбежные закономерности?
Прежде всего в том, что любая система общественного управления неизбежно бюрократизируется и начинает работать сама на себя, если не предусмотрены реально действующие противовесы: разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. А разделение властей, в свою очередь, невозможно без наличия гражданского демократического общества, у которого есть свои развитые институты контроля над властью: пресса, правозащитные организации, независимые профсоюзы, неправительственные фонды и так далее. Все эта структура демократического общества зиждется на главенстве единого для всех законодательного поля. Стоит какой-либо из ветвей власти (точнее ее представителю) нарушить закон, как тут же независимая пресса поднимает шум и независимая судебная система делает свою работу - осуждает виновного, а независимая испольнительная власть его наказывает, кем бы он ни был, хоть президентом, хоть премьером, хоть Папой Римским.
Есть ли подобное в Израиле? Увы. Есть жалкое подобие демократической системы, точнее сказать, пародия на нее. Вспомните, как несколько лет тому назад в Израиле произошла трагедия национального масштаба - пожар на горе Кармель, унесший более сорока жизней по головотяпству, неготовности и неорганизованности властей. Кто-то понес за это ответственность? Государственный контролер больше года исследовал дело и писал отчет, в результате вся ответственность была спущена на тормозах. То же самое произошло и с палаточным протестом (власти его "спустили на тормозах" создав комиссию Трахтенберга, но так ничего и не осуществив). То же самое произошло после самосожжения доведенного до отчаяния Моше Сильмана, назвавшего прямых виновников своей смерти. Кто-то за это понес ответственность?
Достаточно примеров, чтобы понять, что разделение властей в Израиле не функционирует, и вообще, гражданского демократического общества, умеющего контролировать свое правительство и спрашивать с него по полной, в Израиле пока не существует? Оно еще не сформировано, просто не успело за семьдесят лет сложиться.
Сейчас общество в Израиле не едино, оно расколото секторально, что помогает власть имущим выживать с помощью политики "разделяй и властвуй" - одним дает, у вторых отнимает, натравливая одних на других. Это самая большая проблема - нет единства в народе, у каждого сектора - свои интересы. Датишные не согласятся отдать свои привилегии по сравнению с остальными. Сабры не согласятся отдать свои привилегии по сравнению с репатриантами. Квиютчики и "государственники" не согласятся отдать свои привилегии, а власть имущие не согласятся отдать свои. Отсутствуют единые для всех правила игры и социальная справедливость. О каком общем для всех и едином правовом поле может идти речь, если целые огромные группы населения либо дискриминируемы (репатрианты и арабы), либо освобождены от общих обязанностей (датишные и те же арабы)?
Как создать это единое правовое поле, если вместо единой для всех и прозрачной Конституции, как основе законодательной базы страны, существует огромное количество законов и поправок к ним, созданных по принципу Талмуда. Вы знаете, что такое принцип Талмуда? Это длинная цепочка уточнений, дополнений, комментариев, привязок к конкретному месту, времени и обстоятельствам, в результате которых основное правило (заповедь) превращается в свою противоположность. К примеру, заповедь "Не убей" превращается в результате ее толкования в разрешение на убийство. Так и с законами Израиля. Все делается ради корысти трактующего заповедь или закон. Вот вам и справедливость.
В результате мы имеем цепочку: разделенное в самом себе, не демократическое общество, не имеющее единства и единых целей, имеет больную власть, которая не способна (и даже не заинтересована) в общественном оздоровлении. А наоборот, заинтересована, чтобы все осталось, как есть. Но чтобы оставить все, как есть, и чтобы ей (власти) за это ничего не было, нужно продемонстрировать, что она меняется, что она настроена на реформы. То есть, в очередной раз всех обмануть, чтобы прожить последующую каденцию за счет налогоплательщика и успеть провернуть свои дела, пользуясь своими привилегиями. И вот приходит Яир Лапид.
Я буду исходить из лучшего для него и нас варианта, что Яир Лапид действительно честный человек, реформатор, заинтересованный в изменении ситуации. Сможет ли он чего-то добиться в описанной выше ситуации?
Чтобы понять это следует прибегнуть еще к одной неизбежной закономерности. Библейской закономерности - "Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое".
О чем это? О том, что невозможно реформировать старую систему изнутри так, чтобы из нее получилась бы новая система.. Можно сделать ее ремонт, косметический или более основательный. Можно ее, в конце концов даже разрушить. Но создать новую изнутри нельзя.
У Лапида был шанс, пусть весьма призрачный, но шанс, если бы он не дал возможности Нетаньягу сформировать правительство, пошел бы на перевыборы, и стал Премьером. Но даже в этом случае, когда бы Лапид сформировал правительство, он бы столкнулся с таким неумолимым противоборством и вошедших в коалицию партий, и самой государственной системы, что ему мало бы не показалось. А в нынешней ситуации "пребывания под Нетаньяху", у Лапида даже нет и этого призрачного шанса. Нетаньягу и Ко согласятся только на те изменения, которые необходимы лишь для того, чтобы создать видимость серьезных реформ. Но в самих реформах ни Нетаньяху, ни весь госаппарат не заинтересованы. А пока, Лапид, похоже, этого не понимает. Ему предстоят еще болезненные открытия, вроде того, как он признался, что не подозревал, что дела так плохи. Дела, господин Лапид, при всей моей симпатии к вам, еще даже намного хуже, чем вы себе представляете сейчас. И у вас нет, увы, другой альтернативы, как быть съеденым сначала господином Нетаньяху, как представителем огромной государственной бюрократической системы, направленной уже давно на самовыживание, а потом и разочаровавшимися в вас простыми израильтянами. Толпа легко воздвигает кумиров, но так же и легко сбрасывает их с пьедестала.
А самому нашему израильскому обществу еще предстоят большие страдания, с помощью которых оно будет медленно освобождаться от иллюзий. Еще предстоят болезненные роды и муки рождения демократического гражданского общества, в которых должно быть осознанно и значение единства, и необходимость конституции и гражданское мужество, чтобы осознать паразитов и сбросить их со своего тела.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Рождество - Людмила Дещенко Так Дух Святой мне открыл суть Рождества! До моего рождения свыше этот праздник воспринимался мной, как традиция. Но после этого стихотворения Иисус Христос стал моим Господином(хозяином).Мне нравится, что моя жизнь в Его руках!